Новокузнецкий Рыболовный Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новокузнецкий Рыболовный Форум » Дневники путешественника » Мимоходом (путевые замеки)


Мимоходом (путевые замеки)

Сообщений 1 страница 20 из 47

1

интересный факт из истории.      До 1981 года просуществовал поселок на речке
Гореловка (у устья р. Березовая) - левого притока Средней
Маганакова, впадающего в Среднюю Терсь. Это удивительное
поселение было расположено далеко в горах Кузнецкого Алатау;
существовало оно долго - несколько десятилетий, но так и не
обрело официального географического наименования, не было оно и
обозначено на картах области. А народная молва по своему
удивительно метко назвала это поселение "Семнадцатая республика"
(в государстве было 16 союзных республик). Вокруг этого поселения
царил ореол некоторой таинственности и загадочности: о нем
слышали многие, но мало кому удалось побывать там, общаться с
таежными отшельниками - его жителями, которые не шибко хотели
публичного общения с миром.
"Мир" же общался с населением "Семнадцатой республики" только
во время проведения очередных выборов через официальных
представителей власти - работников милиции и членов избирательной
комиссии из пос. Осиновое Плесо, которые либо пешком, либо на
лыжах по тайге добирались в поселение с урнами для голосования за
кандидатов "нерушимого блока коммунистов и беспартийных".
Это был старообрядческий скит, Терсинский "таежный тупик".
Обитателями скита были бывшие жители
села Никольского - крепкого кержацкого села, располагавшегося на
левом берегу Томи, у Никольской курьи.
"Семнадцатая республика" располагалась на дне обширного
природного цирка - высокие и крутые водоразделы оберегали поселок
от ветров, с юго-восточной стороны защитой были вершины Соловья и
Сонтух-Тайги. Наличие медоносов, дважды попадающих под медосбор -
цветущих сначала на южных склонах цирка, а потом на северных,
позволяло жителям удачливо и прибыльно заниматься пчеловодством.
В благополучные годы общинная пасека давала до шести тонн
товарного меда, что и было главным доходным источником.
Окружающая поселок нетронутая на многие десятки километров
тайга обеспечивала его жителей мясом и пушниной. Алексей
Михайлович Батуев, бывший в "Семнадцатой республике" духовным
лидером и административным "начальником", показывая рукой в
сторону горы Соловей, рассказывал, как там он стрелял не только
лосей и маралов, но и северных оленей, а медведей ловил в петли.
В зимнее время мужики соболевали - в удачливые годы соболя
добывали за сезон до двухсот штук. Батуев по известным только ему
связям с нужными и верными людьми в "миру" пускал их на
реализацию. Спрос на шкурки соболя был хороший и цена приличная.
Тайга позволяла заготавливать вдоволь кедрового ореха, благо,
что кедрачи стояли рядом с поселением. Орехи, колба, таежные
ягоды, черника на горах помогали бороться с недугами,
поддерживали и укрепляли силы таежных аборигенов. Хотя, конечно,
невосприятие "мирской" медицинской помощи, отсутствие и отказ от
применения лекарств приводили к многочисленным человеческим
смертям. Так, по рассказу Батуева, однажды случился большой мор,
и за зиму умерло одиннадцать человек, и к концу семидесятых годов
в "Семнадцатой республике" проживало всего девять человек - сам
Батуев, его дочь Васса, зять Степан (кстати, почти год искупавший
грехи перед богом за службу в армии, лежа в гробу, где и оглох
после какой-то болезни), их одиннадцатилетний сынишка и пять
старух примерно семидесятилетнего возраста.
Весной по речке Гореловка поднималась рыба: таймень, хариус,
ускуч - речка была рядом, что называется под ногами, и рыба
доставалась таежным поселенцам без больших трудов. Речку
перегораживали "заездом", в который ставили сплетенную из тонких
тальниковых прутьев большую вершу, откуда, как из аквариума, по
мере надобности, вынимали улов - столько, сколько было нужно.
Была в поселении и общинная корова, которая паслась на привязи
на склонах цирка недалеко от жилых домиков-хижин, был
общественный малинник, на расчищенной земле возделывали
землянику, картошку, огородные культуры. Пахали раскорчеванную
(точнее, выжженную от пней) землю деревянной сохой, излаженной из
крючковатого отрезка комлевой части березы. Тягловой силой были
жительницы поселка. В общем, тайга кормила и одевала-обувала
жителей.
Жили люди в деревянных рубленых избушках, размером едва ли
больше, чем зимовье. Крыты они были большими листами бересты, как
черепицей, а чтобы их не срывало ветрами, на каждый лист бересты
клался большой камень-валун. Избушки стояли у ключей, так что у
каждого жильца, имевшего "свою" кружку для питья, был и "свой"
водный источник...
Беспокойство в патриархальную жизнь почти натурального
хозяйства "Семнадцатой республики" стало приходить по мере
приближения строящейся лесопромышленниками автомобильной дороги
со стороны Осинового Плеса. По этой дороге в тайгу ринулся
городской люд из дымного и шумного Новокузнецка - одни отдохнуть,
вдохнуть стерильного целебного воздуха, другие тоже "отдохнуть",
но по-иному: сметая все, что можно от тайги взять, оставляя после
своего набега груды пустых бутылок и консервных банок. Тайгой и
рекой себя прокормить становилось все труднее, привычный покой
был нарушен "мирскими" людьми, и жители "Семнадцатой республики"
решились сняться из этого поселения.
Принять их должны были на новом месте "добрые люди", как
сказал Батуев. На двух "Уралах" их вывезли в Новокузнецк, где они
загрузились в товарный вагон, по железной дороге доехали до
Абакана, а оттуда вертолетом улетели в глухомань, на приток
Енисея - речку Сым.
Так в 1981 году опустела "Семнадцатая республика", окончилась
ее история. Тогда Батуеву шел семьдесят седьмой год...
Ким НИКИФОРОВ.

+2

2

Очень интересно, а про Никольский что-то можно рассказать? И осталось ли что от поселка? Интересно что старообрядские поселения вымерли именно ближе к 21 веку, а до этого же жили-нетужили.

0

3

Никольское (Кривая Лука) - с. Терсинского с/с., Новокузнецкого р-на. Расположено на р. Томи, в 78 км от райцентра. В 1911 г. 195 жит., 31 хоз.; в 1968 г. - 144 жит., 40 хоз. Отделение Ильинского совхоза. Восьмилетняя школа, библиотека. это всё

0

4

Ну а найти то можно то что осталось от поселка.?(может быть позже вынесем в отдельную тему - рыболов-археолог)

0

5

не знаю

0

6

Глинка (Глинки) – поселок Новокузнецкого района. Находится в устье Средней Терси на ее левом берегу. Первое поселение на территории Глинки возникло (по результатам раскопок А. В. Циркина в 1978, 1980 гг.) во времена раннего железного века. Второе (по результатам тех же раскопок) – в позднее средневековье.

Собственно Глинка, возникла как заимка в конце 19 века. В начале 20 века, Глинка – деревня в несколько дворов. Населяли деревню старообрядцы. Жители поселка рассказывали, что основал деревню родственник известного композитора. Это, конечно, миф. По-видимому, основатель деревни, по фамилии которого она названа, был однофамилец великого композитора.

В ноябре – декабре 1921 года, в поселке находился штаб белого партизанского отряда, который насчитывал 70 человек. В самой Глинке остался командир отряда полковник Зиновьев и семь солдат. Остальные разбились на два отряда: один – под командованием подпоручика Стрелецкого и майора Николая Щербакова и второй – под командованием штабс-капитана Зверева. 2 февраля 1922 года белые партизаны потерпели поражение от войск красной армии. Часть партизан ушла в тайгу, а часть вернулась к полковнику Зиновьеву.

Вскоре, в соседней Жерновке, в схватке с чоновским отрядом майор Николай Щербаков, подпоручик Стрелецкий и три партизана были убиты. Оставшиеся партизаны под командованием полковника Зиновьева в середине марта 1922 года ушли из пределов Терси и в начале июля были разбиты чоновскими отрядами Щегловского уезда.

Во время коллективизации на Глинку, с соседних поселков, переселяются старообрядцы не желающие вступать в колхозы. Однако, в связи с тем, что земли не занятой тайгой было мало и земледелием заниматься было проблематично, массового переселения в Глинку не получилось. По этой же причине не произошло и дальнейшее развитие поселка. В 1968 году в деревне проживало 18 жителей (преимущественно стариков) при 7 хозяйствах. В 1970-х годах она и вовсе прекратила свое существование. В настоящее время, официально она не существует, тем не менее в ней находится несколько домов дачников.

0

7

Можно темку открыть "История родного края"

0

8

сразу о всех поселениях.........Люди проживали на нашей территории издревле. Разные народы сменяли друг друга: Скифы, Кимаки, Кыпчаки, Кеты, Телеуты, Шорцы и еще множество различных наименований. Однако, все это кочевые народы, стоянки которых находятся на терсинской территории, а вот оседлых мест обитания у них не было. Первым народом, перешедшим на оседлый образ жизни, в наших местах, следует считать Тюлюберов. Впрочем до 18 века мало что известно о их селениях. В 1734 году участник камчатской экспедиции Крашенников, пожалуй впервые описал селения Тюлюберов, в частности Георгиевку, которая на тот момент имела название Мамышевы Юрты. Долгое время Мамышевы Юрты, наряду с Кокошниковыми Юртами (район поселка Ячменюха) оставались единственными поселениями наших мест. Русское население не торопилось селиться здесь. Причин этому было несколько. Во-первых, удаленность от трактов, что затрудняло сбывать излишки продукции. Во-вторых, опасность набегов кочевников, которые на правом берегу Томи, вдали от Кузнецкого гарнизона чувствовали себя безнаказанными. В-третьих, эти земли были переведены в разряд кабинетных, и их заселение поначалу не приветствовалось. Таким образом, к началу 19 века, Георгиевка (Мамышевы Юрты) оставалась единственным поселением наших мест (Кокошниковы Юрты, как-то перестают упоминаться). Впрочем, по некоторым данным, в конце 18 века появляется село Усть-Аскарлы, в котором проживают отслужившие свой срок солдаты Кузнецкого гарнизона. Так ли это, мне не известно. В начале 19 века, опасность набегов кочевников сходит на нет, а степных земель левобережья Томи, начинает не хватать, в наши места постепенно устремляется русское население. В первой половине 19 века появляются села Три Курьи (Краснознаменка), Кривая Лука (Никольское) и Ячменюха. Во второй половине 19 века появляются Усть-Нарык и Жерновка. В конце 19 века процесс заселения наших мест становится бурным. Появляются села Белый Этап (Этапский), Тулуган (Тайлуган), а также заимки, ставшие впоследствии селами, Осиновое Плесо, Барзас, Кукша, Глинка, Монашка, Исаево, Черный Этап и множество заимок, селами так и не ставшими. С конца 19 века, начинается активная золотодобыча в верховьях Терсей. На смену сезонным артелям старателей появляются постоянные поселки золотодобытчиков. Возникают Александровка, Андреевка, Воскресенка, Серебрянный. Конец 19, начало 20 века ознаменован индустриализацией Кузбасса. Появляются заводы, шахты, рудники, что требует большого количества строевой древесины. Повсеместно возникают артели лесорубов, которыми создаются новые поселки. Появляются Загадное, Макариха, Мутный, Тустаер. Бурная индустриализация приводит к быстрому росту поселков лесозаготовителей. Ко времени революции Осиновое Плесо, Мутный и Загадное уже довольно крупные поселки. Рост осуществляется как за счет приезжих, так и за счет внутренних миграций. Так, например, поселок Тулуган прекращает свое существование, а его жители переселяются в поселки лесорубов. После революции новых поселков почти не создается. Появляются лишь недолговечные поселки геологов Северный и Таловка, да в 30-х годах возникает еще один поселок лесорубов – Увал. Впрочем, в те же 30-е годы, возникла еще одна деревня, не только не признанная, но даже, на тот момент, и неизвестная, получившая в народе наименование – Семнадцатая Республика. Создана она была старообрядцами села Никольское ушедшими от Советской власти в тайгу. В 30-40 е годы в поселки лесорубов и на прииски направляется большое количество спецпереселенцев – раскулаченых и поволжских немцев, что обуславливает дальнейший рост населения в этих поселках. В то же время, в связи с механизацией лесозаготовок и возможностью доставлять лесорубов к местам работ автотехникой, необходимость в некоторых поселках отпадает. Прекращают свое существование Тустаер и Монашка. Сельскохозяйственные же поселки, беднеют людьми. Молодежь уезжает, население стареет. В 70-х годах прекращают свое существование, превращаясь в дачные поселки Барзас, Белый Этап, Черный Этап, Глинка, Жерновка. Прекращение золотодобычи приводит к ликвидации Александровки, Андреевки, Воскресенки, Серебрянного. В 80-х годах полностью уничтожается Никольское, а старейшая деревня наших мест – Георгиевка превращается в дачный поселок. К 90-м годам, в наших местах, кроме Краснознаменки, остаются лишь поселки лесозаготовителей. В 90-е годы, начался развал промышленности, что сильно ударило по леспромхозу. Работы стало мало, оплачивалась она плохо, население стало активно переезжать в город. Количество проживающих в селах стремительно сокращается. Закрывается Ячменюха. На грани закрытия оказываются Усть-Нарык и Мутный. Практически закрыта и Краснознаменка. Увал, по большей части, превратился в дачный поселок. Загадное, так же, переживает не лучшие времена. На этом фоне несколько лучше выглядит ситуация в Осиновом Плесе и Усть-Аскарлах, но и здесь значительную часть населения составляют пенсионеры, а молодежь покидает села.

+1

9

Пока тут постим, я перенсу завтра. в отдельную тему, мне интересно стало еще пару лет назад поизучать и с фотиком походить по старым деревням.

0

10

если ты про эти деревни что в статье, то нужна лодка с мотором, я бы тоже с удовольствием посмотрел

0

11

Еще хотел вот сюда попасть
http://se.uploads.ru/KvcFM.jpg

это Серебряный, там то зачем жили?

0

12

В поселке Серебряный, что располагался у подошвы горы Большой
Каным, долгое время жили геологоразведчики, бурившие горы и
имевшие свою базу на "материке" в п. Камешек, недалеко от
Междуреченска. После завершения работ геологический поселок
закрылся.

0

13

Петрович написал(а):

про эти деревни что в статье,

и про эти и еще по Кондоме должны быть поселения, ниже Таштагола

0

14

http://viktor1234563.narod.ru/

0

15

Блин, круто как, завтра на работе читать буду.

0

16

было время, а щас развалины

0

17

Интересная тема.Я сплавлялся по Кондоме в 2001 и 2009 гг.Разница огромная.В 2001 году ещё стояли дома(поселения) на берегах,пускай без людей уже,а в 2009 году только каменные фундаменты напоминали о том,что когда-то там жили люди.Одна только шорка оставалась в одном селение,(названия не помню,надо подробную карту).Но это в силу того,что рядом со Спасском,км 5 где-то,вначале сплава поселение.В 01 году мы причаливали и брали у неё молоко,а в 09 году мы мимо проплывали,помахали ей,поприветствовали.Она облокотившись на тяпку,грустно смотрела вслед нам,пока мы не исчезли из видимости.Со Спасска до Мундыбаша 198 км,когда-то было немало посёлков на Кондоме,сейчас осталось только село Кондома.Единственное проплывая мимо Белого Камня,не тормознулись.Огромная белая скала и сбоку хорошо видна была тропинка,ведущая вверх к бывшему поселения с интересной историей,но с такой же участью,как и у всех подобных посёлков.  А кто знает,кто такой Санкин?Есть река Санкина на Терсях и плёс.Про Абашева тоже хотелось бы узнать.

0

18

щас уже много утеряно из истории и в основном безвозвратно. где то в архивах надо смотреть

0

19

Radist написал(а):

Пока тут постим, я перенсу завтра. в отдельную тему,

Обязательно,очень всё интересно.Хочется побольше узнать о истории наших мест,о названиях рек,посёлков,о людях живших когда-то и т.д.В инете почти ничего не могу найти.Но,совместно,может что и соберём.Уже Петрович выложил интересные факты.Очень познавательно.

0

20

интересно, и не только о наших местах. там где бываем проездом или на рыбалке. был недавно в деревне. случайно попалась книга в руки "история Кузбасса" для 8-10 классов. хоть и с коммунистическим уклоном написана но всё равно интересно

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Новокузнецкий Рыболовный Форум » Дневники путешественника » Мимоходом (путевые замеки)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно